olgatorez (olgatorez) wrote,
olgatorez
olgatorez

Categories:

Основные тезисы доклада: «Критическая оценка «Программы повышения конкурентоспособности ТюмГУ»



26 января, в Тюмени состоялся круглый стол на тему: «Образование и наука: общедоступные блага или объекты коммерциализации».

Организаторами круглого стола выступили «Родительское всероссийское сопротивление» и Конгресс работников образования, науки, культуры и техники. Подробности здесь http://olgatorez.livejournal.com

Предлагаем вниманию основные тезисы доклада: «Критическая оценка «Программы повышения конкурентоспособности ТюмГУ».

Критике подвергается тезис об уходе от классического «передача традиций к формированию человека, способного к выбору, трансформации и готового к неопределенности».

Здесь возникает ряд вопросов, например, что подразумевается под неопределенностью? И что значит, человек готовый к трансформации?? Какой трансформации?? Что должно произойти, чтобы для таких трансформаций нужно формировать людей??

Но ключевой вопрос: делается заявка на создание нового человека?? Смело и амбициозно, но что за этим стоит в реальности? И вчитываясь в предложенную ТюмГУ программу, критики попытались найти ответ на один из главных вопросов: запрос на какого человека предполагает проект 5-100?


Далее, согласно Стратегической инициативе «Превосходное образование» Программы повышения конкурентоспособности «5.100» в ТюмГУ будут введены элитные зоны бакалавриата. Они будут формироваться, в том числе за счет увеличения проходного балла по ЕГЭ на бюджет до 80, а также преподавание на английском языке.

Внедрение в образовательную и, как следствие в социальную сферу понятия «элитности»  введет сегрегацию в образовательный процесс, т.е. будут дискриминировать студентов не только по имущественному, но и по интеллектуальному статусу? Подобная мера не соотносится с гуманистическими и демократическими принципам получения образования, прописанным п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об образовании» от 21.12.2012 г. «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».




Идея введения преподавания полностью на английском языке образовательных программ, также не соответствуют идеям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации  31 декабря 2015 года N 683[1]. В частности, пункт 70 Стратегии обращает внимание на повышение привлекательности русского языка: «Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы: <…> активное развитие международных связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных образовательных услуг, прежде всего в государства - участники Содружества Независимых Государств, повышение привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг».

Далее пункт 81 отводит особую роль и значение русскому языку в деле евразийской интеграции: «Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции».

21 января 2016 года, на заседании Совета по науке и образованию М. Б. Пиотровский говорит: «Наконец, мне кажется, нужно признать роль русского языка как базового для гуманитарных исследований в России с обязательным переводом на иностранные языки, а не наоборот. Это действительно очень серьёзно для этого фундаментального понимания взаимодействия между культурами».


Введение массовых открытых онлайн курсов (МООК) в образовательный процесс до 50% в очной форме обучения приведет, по сути, к тому, что очная форма обучения превратится в частично - дистанционную. А заочная полностью в дистанционную, что и произошло в Уральском Федеральном Университете, который вступил в реализацию программы 5-100 в 2013 году. Об этом в своем докладе рассказал Трынов Дмитрий, ст. преподаватель кафедры социологии технологий ГМУ УрФу.

При этом само введение подобных курсов за рубежом уже имеет негативную оценку в научно-образовательной среде и направлено на понижение общего образовательного уровня выпускников вузов, а также зарабатывание средств на предоставлении онлайн продуктов государственным университетам.



В проект 5-100, который является следствием указов президента о повышении конкурентоспособности университетов на мировой арене, уже на старте не закладывается цель реализовать указ президента, а лишь принять участие программе.

Так, ректор на пресс-конференции открыто заявляет: «К 20-му году мы не ставим себе задачу войти в сто лучших вузов мира. У нас менее амбициозные цели и в программе написали мы 350 – 400 место занять в одном из рейтингов». Подобные прогнозы значатся и в самой программе: «Позиция (с точностью до 50) в ведущих мировых рейтингах» к 2020 году место 401 – 450».
 
Подробнее http://olgatorez.livejournal.com/46509.html

Хотя уже звучат в России призывы от ведущих ученых к разработке своих рейтинговых агенств по оценки качества образования и науки. Эти высказывания получают поддержку президента, Владимира Путина.

Например, 21 января 2016 года, на заседании Совета по науке и образованию М. Б. Пиотровский: «надо пересмотреть привязку критерия эффективности, …. к упрощённым наукометрическим рейтингам, основанным на англоязычном цитировании. Они, по существу, привязывают наш критерий и выбор исследований и исследователей к чужим интересам. Нам нужно вернуть книгу-монографию как базовый элемент в гуманитарных науках, а не статью. Статья в гуманитарных науках – это не то же самое, что в медицине».

Также, Виктор Садовничий вновь поддержал идею по созданию собственных инструментов оценки о которой высказывался и раннее.


Но разработчики проекта 5-100 настаивают на западных оценках, несмотря на то, что и на Западе уже слышны негативные высказывания в отношении подобной практики.



Один из важнейших тезисов на который необходимо обратить внимание: каким должен быть преподаватель, который будет формировать нового человека в рамках проекта 5-100?

Предложенная ТюмГУ программа дает такую оценку настоящим преподавателям, профессорам и доцентам: «значительное число профессоров (85%)» «прошли пик научной продуктивности»,
А проблемы университета связываются либо с «исторической инертностью коллектива, препятствующей организационным изменениям», либо с «высокой долей «инбредов», т.е. выпускников ТюмГУ. А также с «нежеланием большинства сотрудников менять устоявшийся уклад жизни и соответствовать вызовам времени», с “наличием жесткой специализации в образовательных программах”, с “традициями чрезмерной централизации и отсутствием навыков ответственного управления” и т.д.

При всей общей проблематике обновления кадров и «поколенческим»  разрывом, где отсутствует среднее поколение в преподавательской среде, разработчики программы задают новый тон в разрешении этого вопроса! И наблюдая подобные предложения, хочется сделать встречное предложение разработчикам проекта: «смените Ваш тон - возьмите человеческий!»



Растить и формировать собственные кадры нельзя – объявлен мораторий. Может быть, потому - что заранее ясен образовательный уровень будущих выпускников вуза вступившего в «самый престижный проект страны»?


           
И решение всех проблем с преподавательским составом с его качеством разработчикам видится в «создании комфортных условий для зарубежных научно-педагогических работников». Комментарии излишни, что называется - сравните и почувствуйте разницу.



Чтобы сделать «шедевр», нужно отсечь все лишнее...



Также вызывает массу вопросов и само введение Международного экспертного совета в структуру университета и сам состав этого совета.



В экспертном составе совета проекта 5-100 согласно буклету проекта 5-100 ТюмГУ числятся 13 человек большинство из них иностранцы, причем никто не задается вопросом об их «пике научной продуктивности» и отношению к научно-образовательной сфере. Видимо иностранцам можно пренебречь тем, что нашим непозволительно!



Среди представителей российской стороны хотелось бы отметить такие фигуры, как Герман Греф. Вот только не совсем ясно, какое имеет отношение к образованию Греф, кроме его разоблачительных высказываний в этой области??

Об этом мы поговорим в отдельном разговоре, а пока несколько цитат, господина Грефа, заявленных на форуме Сбербанка в 2012 году:
«Вы знаете, уважаемые господа, я вам хочу сказать, что вы говорите страшные вещи. От того, что вы говорите, мне становится страшно. Почему? Вы предлагаете передать власть, власть фактически в руки населения».

«..много тысячилетий эта проблема была ключевой в общественных дискуссиях. И мы знаем сколько мудрых голов на эту тему думало».

И далее: «Если каждый сможет напрямую участвовать в управлении, что же мы науправляем?»
«А великие мыслители, такие, как Лао Цзы, придумали свои теории, Дао, зашифровывая их, боясь донести до просто народа, потому что они понимали: как только все люди поймут основу своего я и самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знание».

После Греф привел в пример и Каббалу, которая «три тысячи лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными».

Как управлять ими (людьми – прим.)? Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции, как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, где все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политологов и огромной машины, которая спущена на голову… Средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации все равно заняты построением, сохранением страт. Так как в таком обществе жить?»


«И мне от ваших рассуждений становится страшновато, вы сами не понимаете что говорите» - резюмировал свое обращение господин Греф к участникам форума.

  И вот этот господин, «страшащийся власти» народной теперь будет заниматься сферой образования??!!

Международному экспертному совету отведена роль консалтинга и экспертизы, он будет «давать заключение о соответствии тематики предлагаемого фронтира перспективной мировой повестке»



Создание нового человека через трансформацию образовательной системы в рамках проекта 5-100 путем кардинальной замены научно-преподавательского состава, сегрегацией студенческой среды, переходом от классических аудиторных занятий на занятия онлайн под присмотров «западных коллег» ради удовлетворения потребностей глобального мира?? Речи о потребностях российского общества и российского государства в программе повышения конкурентоспособности (Проект 5-100) не слышно…










[1] Указом Президента Российской Федерации  31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

Tags: 5-100, КРОН, РВС, ТюмГУ, критика 5-100, образование
Subscribe

Posts from This Journal “5-100” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments