
26 января, в Тюмени состоялся круглый стол на тему: «Образование и наука: общедоступные блага или объекты коммерциализации».
Организаторами круглого стола выступили «Родительское всероссийское сопротивление» и Конгресс работников образования, науки, культуры и техники. Подробности здесь http://olgatorez.livejournal.com
Предлагаем вниманию основные тезисы доклада: «Критическая оценка «Программы повышения конкурентоспособности ТюмГУ».
Критике подвергается тезис об уходе от классического «передача традиций к формированию человека, способного к выбору, трансформации и готового к неопределенности».
Здесь возникает ряд вопросов, например, что подразумевается под неопределенностью? И что значит, человек готовый к трансформации?? Какой трансформации?? Что должно произойти, чтобы для таких трансформаций нужно формировать людей??
Но ключевой вопрос: делается заявка на создание нового человека?? Смело и амбициозно, но что за этим стоит в реальности? И вчитываясь в предложенную ТюмГУ программу, критики попытались найти ответ на один из главных вопросов: запрос на какого человека предполагает проект 5-100?

Далее, согласно Стратегической инициативе «Превосходное образование» Программы повышения конкурентоспособности «5.100» в ТюмГУ будут введены элитные зоны бакалавриата. Они будут формироваться, в том числе за счет увеличения проходного балла по ЕГЭ на бюджет до 80, а также преподавание на английском языке.
Внедрение в образовательную и, как следствие в социальную сферу понятия «элитности» введет сегрегацию в образовательный процесс, т.е. будут дискриминировать студентов не только по имущественному, но и по интеллектуальному статусу? Подобная мера не соотносится с гуманистическими и демократическими принципам получения образования, прописанным п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об образовании» от 21.12.2012 г. «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».

Идея введения преподавания полностью на английском языке образовательных программ, также не соответствуют идеям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года N 683[1]. В частности, пункт 70 Стратегии обращает внимание на повышение привлекательности русского языка: «Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы: <…> активное развитие международных связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных образовательных услуг, прежде всего в государства - участники Содружества Независимых Государств, повышение привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг».
Далее пункт 81 отводит особую роль и значение русскому языку в деле евразийской интеграции: «Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции».
21 января 2016 года, на заседании Совета по науке и образованию М. Б. Пиотровский говорит: «Наконец, мне кажется, нужно признать роль русского языка как базового для гуманитарных исследований в России с обязательным переводом на иностранные языки, а не наоборот. Это действительно очень серьёзно для этого фундаментального понимания взаимодействия между культурами».

Введение массовых открытых онлайн курсов (МООК) в образовательный процесс до 50% в очной форме обучения приведет, по сути, к тому, что очная форма обучения превратится в частично - дистанционную. А заочная полностью в дистанционную, что и произошло в Уральском Федеральном Университете, который вступил в реализацию программы 5-100 в 2013 году. Об этом в своем докладе рассказал Трынов Дмитрий, ст. преподаватель кафедры социологии технологий ГМУ УрФу.
При этом само введение подобных курсов за рубежом уже имеет негативную оценку в научно-образовательной среде и направлено на понижение общего образовательного уровня выпускников вузов, а также зарабатывание средств на предоставлении онлайн продуктов государственным университетам.

В проект 5-100, который является следствием указов президента о повышении конкурентоспособности университетов на мировой арене, уже на старте не закладывается цель реализовать указ президента, а лишь принять участие программе.
Так, ректор на пресс-конференции открыто заявляет: «К 20-му году мы не ставим себе задачу войти в сто лучших вузов мира. У нас менее амбициозные цели и в программе написали мы 350 – 400 место занять в одном из рейтингов». Подобные прогнозы значатся и в самой программе: «Позиция (с точностью до 50) в ведущих мировых рейтингах» к 2020 году место 401 – 450».
Подробнее http://olgatorez.livejournal.com/46509.html
Хотя уже звучат в России призывы от ведущих ученых к разработке своих рейтинговых агенств по оценки качества образования и науки. Эти высказывания получают поддержку президента, Владимира Путина.
Например, 21 января 2016 года, на заседании Совета по науке и образованию М. Б. Пиотровский: «надо пересмотреть привязку критерия эффективности, …. к упрощённым наукометрическим рейтингам, основанным на англоязычном цитировании. Они, по существу, привязывают наш критерий и выбор исследований и исследователей к чужим интересам. Нам нужно вернуть книгу-монографию как базовый элемент в гуманитарных науках, а не статью. Статья в гуманитарных науках – это не то же самое, что в медицине».
Также, Виктор Садовничий вновь поддержал идею по созданию собственных инструментов оценки о которой высказывался и раннее.
Но разработчики проекта 5-100 настаивают на западных оценках, несмотря на то, что и на Западе уже слышны негативные высказывания в отношении подобной практики.

Один из важнейших тезисов на который необходимо обратить внимание: каким должен быть преподаватель, который будет формировать нового человека в рамках проекта 5-100?
Предложенная ТюмГУ программа дает такую оценку настоящим преподавателям, профессорам и доцентам: «значительное число профессоров (85%)» «прошли пик научной продуктивности»,
А проблемы университета связываются либо с «исторической инертностью коллектива, препятствующей организационным изменениям», либо с «высокой долей «инбредов», т.е. выпускников ТюмГУ. А также с «нежеланием большинства сотрудников менять устоявшийся уклад жизни и соответствовать вызовам времени», с “наличием жесткой специализации в образовательных программах”, с “традициями чрезмерной централизации и отсутствием навыков ответственного управления” и т.д.
При всей общей проблематике обновления кадров и «поколенческим» разрывом, где отсутствует среднее поколение в преподавательской среде, разработчики программы задают новый тон в разрешении этого вопроса! И наблюдая подобные предложения, хочется сделать встречное предложение разработчикам проекта: «смените Ваш тон - возьмите человеческий!»

Растить и формировать собственные кадры нельзя – объявлен мораторий. Может быть, потому - что заранее ясен образовательный уровень будущих выпускников вуза вступившего в «самый престижный проект страны»?

И решение всех проблем с преподавательским составом с его качеством разработчикам видится в «создании комфортных условий для зарубежных научно-педагогических работников». Комментарии излишни, что называется - сравните и почувствуйте разницу.

Чтобы сделать «шедевр», нужно отсечь все лишнее...

Также вызывает массу вопросов и само введение Международного экспертного совета в структуру университета и сам состав этого совета.

В экспертном составе совета проекта 5-100 согласно буклету проекта 5-100 ТюмГУ числятся 13 человек большинство из них иностранцы, причем никто не задается вопросом об их «пике научной продуктивности» и отношению к научно-образовательной сфере. Видимо иностранцам можно пренебречь тем, что нашим непозволительно!

Среди представителей российской стороны хотелось бы отметить такие фигуры, как Герман Греф. Вот только не совсем ясно, какое имеет отношение к образованию Греф, кроме его разоблачительных высказываний в этой области??
Об этом мы поговорим в отдельном разговоре, а пока несколько цитат, господина Грефа, заявленных на форуме Сбербанка в 2012 году:
«Вы знаете, уважаемые господа, я вам хочу сказать, что вы говорите страшные вещи. От того, что вы говорите, мне становится страшно. Почему? Вы предлагаете передать власть, власть фактически в руки населения».
«..много тысячилетий эта проблема была ключевой в общественных дискуссиях. И мы знаем сколько мудрых голов на эту тему думало».
И далее: «Если каждый сможет напрямую участвовать в управлении, что же мы науправляем?»
«А великие мыслители, такие, как Лао Цзы, придумали свои теории, Дао, зашифровывая их, боясь донести до просто народа, потому что они понимали: как только все люди поймут основу своего я и самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знание».
После Греф привел в пример и Каббалу, которая «три тысячи лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными».
Как управлять ими (людьми – прим.)? Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции, как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, где все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политологов и огромной машины, которая спущена на голову… Средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации все равно заняты построением, сохранением страт. Так как в таком обществе жить?»
«И мне от ваших рассуждений становится страшновато, вы сами не понимаете что говорите» - резюмировал свое обращение господин Греф к участникам форума.
И вот этот господин, «страшащийся власти» народной теперь будет заниматься сферой образования??!!
Международному экспертному совету отведена роль консалтинга и экспертизы, он будет «давать заключение о соответствии тематики предлагаемого фронтира перспективной мировой повестке»

Создание нового человека через трансформацию образовательной системы в рамках проекта 5-100 путем кардинальной замены научно-преподавательского состава, сегрегацией студенческой среды, переходом от классических аудиторных занятий на занятия онлайн под присмотров «западных коллег» ради удовлетворения потребностей глобального мира?? Речи о потребностях российского общества и российского государства в программе повышения конкурентоспособности (Проект 5-100) не слышно…
